Виды психологического воздействия


Запутывание введение партнера в заблуждение путем дозирования, искажения или утаивания деловой информации.


Запугивание использование вербализированной угрозы и невербальных сигналов угрозы как возможного применения экономических или каких-либо других санкций против адресата, угрожающих его жизненной безопасности или деловому престижу.


Скрытое принуждение принуждение, замаскированное на вербальном и процедурном уровнях с помощью различных манипулятивных уловок (речевых двусмысленностей, ложных аналогии, тематических переключений, информационного маркирования, "коммуникативного саботажа" и др.).


"Ложное вовлечение" вовлечение в какие-либо процедурные или поведенческие действия, необходимые для реализации основной цели манипулятора. Осуществляется это вовлечение путем устной вербализации манипулятором обещаний и разного рода посул, реально не подкрепленных с его стороны никакими конкретными обязательствами.


Заражение направлено на передачу ("навязывание") адресату собственного эмоционального состояния или собственного восприятия деловой ситуации. Психотехнические приемы заражения ориентированы преимущественно на сенсорные каналы партнера-адресата, поэтому для их стимуляции манипулятор использует в основном невербальные интонационные сигналы, эффектные восклицания, мимику, жесты, динамические характеристики общения (темп, ритм).


Суггестия используется тогда, когда манипулятору необходимо внушить, "привить" адресату определенную установку, психическое состояние или намерение. Суггестивность (подверженность внушению) адресата будет значительно выше, если он находится в состоянии подавленности, тревожности, утомления, если у него низкий уровень профессиональной компетентности и заниженная самооценка. Особенность приемов суггестии состоит в том, что они строятся на бесконфликтном, некритическом принятии информации адресатом и имеют явно выраженную одностороннюю направленность.


Побуждение применяется в тех ситуациях, когда для реализации собственных целей необходимо создать позитивную мотивацию у партнера-адресата. Основной прием- стимулирование адресата к выполнению целей путем выстраивания решения проблемы в пользу манипулятора.


Обесценивание осуществляется в виде деструктивной критики позиции адресата и его личности. Дискредитация личности адресата, пренебрежительные суждения о его профессиональной компетентности, принижение значения занимаемой им позиции, саркастическое осмеяние его поведения- все эти приемы используются для снижения самооценки адресата, модификации его психического состояния, приведения его в состояние неуверенности, тревожности, беспокойства.


Психология для жизни

№5 октябрь 2019

Журнал Московской службы психологической помощи населению

стр.14-15.







Просмотров: 46Комментариев: 21

Недавние посты

Смотреть все