Интернет нам в помощь


Сегодня уже невозможно представить свою жизнь вне веб-пространства. Мы пишем письма, создаем сайты, ведем страницы в социальных сетях и не только в текстовом формате, но и на видео. Думаю, уже никто не сомневается в том, что психологическая помощь через интернет не только возможна, но и крайне востребована и эффективна.


Сравнительно недавно, в конце 90-х- начале 2000-х, звучало немало скептических возгласов: "Интернет-консультирование? Да, оно никому не поможет! Эффективен только прием!".


Один из пионеров интернет-психотерапии, Ази Барак (2011), писал так: "Интернет-консультирование- разнообразное, гетерогенное и многоликое понятие". И выделил десять основных характеристик, отличающих этот вид психологической работы от традиционных.


Разные каналы коммуникации

В отличие от привычной терапии "лицом-к-лицу", интернет-консультирование можно практиковать через разные системы. Это синхронный или асинхронный прием, индивидуальная или групповая встреча, печатный текст или визуальная и голосовая коммуникация. Различна и степень вовлечения клиента (прямое взаимодействие, самопомощь при использовании информации и рекомендаций, опубликованных на веб-сайте, или интерактивные программы онлайн). Таким образом, клиенты получили широкий выбор форм консультаций, а эксперты- возможность специализироваться на различных видах помощи и использовать целый спектр коммуникационных каналов.


Веб-консультирование- идеальная платформа для взаимодействия, где применяются различные, часто уникальные, но и традиционные теоретические подходы.

Независимость от времени и места

Интернет-консультирование практикуется как независимый, а также дополняющий способ к приему "лицом к лицу". Клиенты могут использовать онлайн общение с консультантом между очными сессиями, вести онлайн-дневники, по желанию доступные и им самим, и консультантам, пересылать материалы, соответствующие терапевтическому процессу: статьи, ссылки, публикации на веб-сайтах.

При этом психологи и клиенты могут быть дистанцированы друг от друга, находится в различных часовых поясах, достаточно лишь согласовать правила приема.


Текстовый формат

Уже не осталось сомнений в том, что печатное слово может быть исцеляющим. В том числе письмо кака разговор с самим собой...По-видимому, имеет значение и конфиденциальность в контакте с виртуальными (даже заслуживающими доверие) лицами.


Краткосрочность и единичность

Интернет-коммуникации могут быть единичные, кратко- или долгосрочными. Человек описывает свою проблему (обычно через электронную почту или форум, подобно рубрике "Вопрос-Ответ") и в короткое время получает рекомендации психолога. Такие формы особенно актуальны для людей, находящихся в дистрессе.


Адаптация теоретических подходов

Веб-консультирование- идеальная платформы для взаимодействия, где применяются различные, часто уникальные, но и традиционные теоретические подходы, методы и техники, например психодинамические, когнитивные и бихевиоральные.


Рефлексировать, размышлять...

Общение по интернету порой эффективнее, чем единичная стандартная коммуникация. Консультации через электронную почту позволяют происходить нескольким психологическим процессам одномоментно. что может расширить получаемый опыт.

То, что клиент выражает мысли и чувства здесь и сейчас, особенно в момент дистресса, а не в оговорено время, является важным преимуществом. Чтение посланий психолога так часто, как он того желает и в любое время, также важно. Возможности клиента рефлексировать, ассоциировать, размышлять, вспоминать между обменами электронной почтой, сравнивать и перечитывать записи- собственные и консультантов- очень полезны в терапии.

В отличие от телефонных разговоров в сходных обстоятельствах, использование компьютера позволяет сохранить записи для будущего анализа и/или цитирования.

Зачастую во время такой коммуникации человек узнает о своем случае то, на что понадобились бы недели или даже месяцы взаимодействий с терапевтами "тет-а-тет".


"Машинные вмешательства"

Практика веб-приема позволяет проводить и использовать не только человеческий ресурс, но и машинный. Имеется в виду предоставление помощи через психообразовательные сайты. Преимущественно таковых: эффективность интерактивных программ через роботов-терапевтов. Например, инструкции по специфическим проблемам, медитативные и редактирующие упражнения, а также интерактивная помощь решений (например, в выборе направления карьеры или вуза).


Доступность, анонимность

Свободное интернет-консультирование, предоставление рекомендаций, поддержка позволили нуждающимся получать психологическую помощь тогда, когда по каким-то причинам они не могут сделать это стандартным путем.

Люди в отдельных местах, с физическими ограничениями, пожилые, имеющие финансовые проблемы, и те, кто слишком застенчив, интровертирован, избегает публичности (например, знаменитости и их семьи), попадают в эту категорию.

Онлайн-службы- это, как правило, государственные, профессиональные организации или частнопрактикующие специалисты. Обычно консультации по электронной почте предлагаются индивидуально. Но одна из главных особенностей таких свободных (бесплатных) консультативных служб представлена онлайн поддерживающими группами, в которых участие обычно открыто. Этот тип интернет-консультирования при активном участии или без участия консультантов распространен и является успешным.


До и после

Интернет-консультирование можно эффективно и удобно использовать для предварительной коммуникации с клиентами перед началом и после окончания визуального приема. Информация. представленная через веб-сайты, касается подходов, методов, процесса, специализации консультантов, цен и т.д. Вопросы и неясности легко разъясняются через электронную почту. Подготовительная стадия помогает построить реалистичные конструктивные ожидания относительно психотерапии.


Оценка на дистанции

Онлайн-интервью, тесты и вопросники, как считает Ази Барак, делают интернет-консультирование уникальным и являются революцией в традиционной концепции психорерапии. Очевидно, что за эту форму обе стороны голосуют "за". Клиенты Московской службы психологической помощи населению, к примеру, пишут так: "Если речь идет о выборе помощи, то мне лучше общаться с психологом по чату в намеченное время. Так можно выразить свои эмоции и проблемы более правильно"; "На данный момент электронная почта наиболее удобна в связи с плотным графиком работы и учебы"; "Благодарю вас за эффективную психологическую помощь по скайпу. Очень признательна за понимание, поддержку в кризисной ситуации, отзывчивость, доброжелательность и внимательное отношение к моей ситуации. Вы чрезвычайно помогли мне разобраться в своих проблемах, которые мне длительное время казались безвыходными и тупиковыми".

Так что интернет нам всем в помощь! Он оказался перспективнее, чем мы когда-то думали...

Виктор Меновщиков, МСППН

Журнал Московской службы психологической помощи населению №2 апрель 2020. стр.5-8.

Просмотров: 10Комментариев: 1