Классики психологии о внутреннем мире человека


Беррис Фредерик Скиннер (Бихевиоризм)

Каждого человека формирует среда обитания, при этом у нас есть способность создавать новые условия жизни и подстраиваться под них.

  • Психология окружающей среды, а не разума

  • Окружающий мир- это не просто набор добровольных поступков. Он формирует человека и делает его тем, кем он является

  • Исследования окружающих условий- важнейший фактор на пути к достижению результатов



Зигмунт Фрейд (Психоанализ)

Врожденные биологические факторы- главный источник развития личности.

  • Психика состоит из трех слоев: сознательное ("Сверх-Я"), предсознательное ("Я") и бессознательное ("Оно")

  • Конфликт между "ОНО" и "СВЕРХ-Я" может возникнуть вследствие нарушения механизмов психологических защит

  • Психическая природа непрерывна и последовательна. Появление любой мысли или желания, совершаемые действия имеют свои причины, которые характеризуются бессознательными или сознательными мотивами


Абрахам Маслоу (Гуманистическая психология)

Личность- целостная система, обладающая уникальной возможностью к самоактуализации.

  • Человек- свободная и творческая личность, которая непрерывно стремится к реализации своего потенциала. Психологические проблемы берут свое начало в "заболевании души"

  • У каждого из нас есть иерархия потребностей. В основе лежат физиологические: голод, жажда, половое влечение. На вершине лежат этой системы находятся эстетические (гармония, порядок, красота) и потребности в самоактуализации (реализация своих целей, развитие личности)

  • Люди боятся своих хороших сторон не меньше, чем плохих


Фриц Перлз (Гештальт-терапия)

Сознание собственных желаний и потребностей в реальном мире позволяет сформировать целостную и гармоничную личность.

  • Если в нашем прошлом есть что-то плохое, мы должны перенести это в настоящее, пережить заново и стать "хозяином" этого события

  • Психика представляет собой целостную структуру. В сознании значимые события занимают главенствующее место, образуя "гештальт" (фигуру), а менее важная информация отходит на задний план, создавая фон

  • Причиной плохого состояния может стать "незаконченное дело". Неотреагированные эмоции мешают осознавать происходящее "здесь и сейчас". Наиболее часто встречающийся вид незавершенного действия- обида, которая препятствует построению продуктивного общения



Джордж Келли (Когнитивная психология)

Человек- это исследователь, непрерывно изучающий мир личных переживаний для того, чтобы эффективно взаимодействовать с ними.

  • Главный источник развития людей- среда и социальное окружение

  • Человек делает выводы на основе полученного в прошлом опыта и строит предположения о будущем

  • Мы познаем мир благодаря конструктам- совокупности особенностей познавательных процессов. Так мы выстраиваем социальные коммуникации. У каждого из нас= своя система личностных конструктов


Лев Выготский (Культурно-историческая теория личности)

Социальная среда является главным источником развития личности.

  • Развитие психических функций происходит с помощью символов и знаков, таких как язык, система счета, письмо

  • Каждая психическая функция появляется на сцене дважды- сначала как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления

  • Развитие представляет собой поступательный процесс, имеющий периоды "ровного накопления" и "этапы кризиса"

Подготовила Ирина Соколова, психолог МСППН

Журнал Московской службы психологической помощи населению №1 февраль 2020, стр.10

Просмотров: 40Комментариев: 12

Недавние посты

Смотреть все