Консультация: здесь и сейчас

Пост обновлен 14 дек. 2020 г.


Человек идет к психологу с душевной болью, тяжелыми переживаниями, проблемными ситуациями, но часто имеет поверхностное представление о том, что и как будет происходить на консультации и чего ожидать от этого визита.

Спектр обращений довольно широк: неустроенность личной жизни, неурядицы в семье, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, сложности в завязывании и поддержании межличностных отношений, неурядицы на работе (неудовлетворенность профессией, конфликты с коллегами и руководителями, угроза увольнения), проблемы воспитания детей, их низкая успеваемость в школе и т.п.


Эффективное консультирование- это процесс, который выполняется вместе с клиентом, а не вместо клиента.

Виды психологической помощи


Психологическое просвещение: беседы, лекции, семинары, вебинары, литература по психологии


Психодиагностика- выявление проблемы и других психологических показателей с помощью диагностических методик и тестов


Консультирование- психологическая помощь людям, находящимся в пределах нормы в адаптации, для развития и расширения личностного потенциала


Психотерапия- направлена на решение глубинных личностных проблем и глубинную трансформацию личности (различается клиническая (медицинская) и неклиническая)


Психокоррекция- восстановление нормы как общего эмоционального состояния, так и конкретных личностных черт, их развитие



Консультирование( от лат. consultare- совещаться, заботится, советоваться)

Основа- специально сформулированные вопросы, акцентирование эмоциональных переживаний, применение уточняющих и углубляющих формулировок, прием активного слушания, различных форм перефразированная и интерпретации слов клиента.

С помощью этого инструментария человек получает возможность посмотреть на свои жизненные трудности со стороны, под другим углом зрения, и начинает осознавать неконструктивные способы поведения и построения взаимоотношений.

Такой прием действует как очки для слабовидящих- то есть помогает "навести резкость", увидеть объективную картину того, что на самом деле происходит.

Консультирование ориентировано на самостоятельную внутреннюю работу и обращено к рефлексии клиента.

Задача специалиста состоит в том, чтобы помочь выявить внутренние резервы, понять, каким человек хочет стать, как он хотел бы изменить качество жизни.

По мнению литовского психолога Римаса Кочунаса: "Цель консультанта- не стать специалистом по разрешению всех проблем, а помочь конкретному клиенту принять на себя ответственность за собственные проблемы".

Различают индивидуальное и групповое консультирование. Наиболее частым вариантом группового консультирования является анализ детско-родительских отношений или отношений между взрослыми людьми в условиях семейного (или производственного) конфликта.

Сегодня психологической консультирование проводится по скайпу, в Вотсапе и др.


Профессиональная этика

Каждый консультант обязательно соблюдает в работе профессиональную этику, что позволяет клиенту чувствовать себя комфортно и в безопасности, располагает к искренности и доверию.

Наиболее важные этические принципы:

Ответственность и профессиональная компетентность. Психолог принимает на себя ответственность за организацию, ход и результат своей работы. Он не должен вселять в клиента надежду на помощь, которую не в силах оказать.

Недопустимо использование аудио- и видеозаписи консультативных бесед без предварительного согласия клиента.

Вторым важным принципом в работе психолога является сохранение профессиональной тайны, т.е. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ. Соблюдение интересов клиента требует хранить в тайне все, чем он делится и о чем рассказывает. Консультирование невозможно, если клиент не будет доверять консультанту.


Тайна "исповеди"

Выяснив во время консультирования, что клиент представляет для кого-то серьезную угрозу, психолог обязан принять меры для защиты потенциальной жертвы (или жертв) и проинформировать об опасности близких, родителей, правоохранительные органы.


Обстоятельства, при которых конфиденциальность не соблюдаются:


Повышенный риск для жизни клиента других людей


Преступные действия (насилие, развращение, инцест и др.), совершаемые над несовершеннолетними


Необходимость госпитализации клиента


Участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих преступных действиях


Третий важный этический принцип- запрет на двойные отношения. Нецелесообразно консультирование родственников, друзей, сотрудников. Табу вполне объяснимо, поскольку консультирование дает специалисту преимущественно положение и возникает угроза, что при личных отношениях может использоваться в целях эксплуатации (вспомните фильм "Мой лучший любовник").

Кроме того, недопустимы сексуальные контакты с клиентами (подобная история между психоаналитиком Карлом Юнгом и его клиенткой Сабиной Шпильрейн легла в основу фильма "Опасный метод").


Процесс самопознания

До начала профессиональной деятельности, а также в процессе работы специалист должен пройти личную терапию, т.е. решить свои проблемы при содействии опытного профессионала.

Это важно по двум причинам. Во-первых, потому, что психолог, как и любой человек, имеет "белые пятна", внутренние конфликты. Важно понимать суть конфликтов и как они сказываются на отношениях с клиентами. Если консультант в личной жизни с трудом сдерживает злость или не понимает, почему постоянно испытывает вину, то велика вероятность аналогичных реакций и в процессе коммуникации.

Во-вторых, личная терапия представляет уникальную возможность увидеть процесс консультирования глазами клиента. А. П. Чехов, врач по образованию, говорил, что, если бы он учил студентов медицине, половину времени уделил бы усвоению психологии больного человека, его мироощущению. Побывав в роли клиента, психолог значительно лучше представляет весь спектр душевных переживаний, возникающих во время приема.


О личности психолога

Эффективность психологической работы определяется свойствами личности специалиста, профессиональными знаниями и специальными навыками. Не умаляя теоретической и практической подготовки, предпочтение все-таки отдается фактору личности консультанта. Знание можно получить из книг и лекций, навыки же приобретаются в процессе работы, но их ценность ограничена без совершенствования личности психолога, которая является важнейшим целительным средством в процессе консультирования и является его орудием труда.

Очень часто при описании преуспевающего психолога как профессионалы, так и клиенты употребляют бытовые понятия: "открытый", "внимательный", "искренний", "гибкий", "терпимый".

Хороший специалист - человек откровенный и открытый; теплый, но не сентиментальный, не стремящийся к самоутверждению, однако имеющие свое мнение и способный его защитить; умеющий служить на благо своим клиентам и не имеющий собственных проблем.



Эмпатия- способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.



Необходимые качества личности психолога:


  • Эмоциональная стабильность и объективность, внешний облик психически здорового человека

  • Проявление глубокого интереса к людям, терпимость в общении, а также к установкам и поведению других людей.

  • Способность к эмпатии и прочие атрибуты обаяния.

  • Доверие к людям и способность вызывать доверие к себе.

  • Уважение прав и ценностей другой личности.

К особенно вредным для психолога чертам относятся: авторитарность, пассивность и зависимость, замкнутость, неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов, невротическая установка в отношении денег. Часто в психологию приходят люди для решения собственных проблем, что неправильно.

Работа психолога сродни работе врача, священника на исповеди, это высокая миссия. Наиболее важным является принцип, открытый З. Фрейдом,- "позволение людям услышать самих себя", который был им описан через известную метафору о том, что психоаналитик является "зеркалом пациента"; Клиент обращается к специалисту прежде всего для того, чтобы его выслушали.

Выходя из кабинета психолога, человек должен чувствовать облегчение, состояние определенного комфорта, удовлетворение: "меня услышали, поняли, мне стало легче". Поэтому главные критерии эффективности психологической помощи- это факт переживания и "вскрытия" чувств, изменение состояния клиента в ходе интервью и осознание возможностей человека в жизни.


Журнал Московской службы психологической помощи населению. № 1 февраль 2020, стр. 13-18.



Просмотров: 11Комментариев: 1