Ловушка для сознания

Пост обновлен февр. 12


статья Светланы Арсеньевой, психолог МСППН


Не раз в жизни мы сталкиваемся с людьми, при взаимодействии с которыми теряем силу воли, поддавшись их влиянию в ущерб себе и своим интересам, а потом испытываем обиду, раздражение, корим себя, мысленно перебираем способы возможного из ситуации. Все понимаем и, тем не менее, попадаемся "на крючок". Почему?


Уроки психологического здоровья


В переносном (метафорическом) значении манипуляция- это "акт влияния на людей или управления ими или вещами с ловкостью". В данной метафоре отражена искусность не только в ложных отвлекающих приемах, но и в сокрытии истинных действий или намерений, создании впечатления или иллюзии. Основные психологические эффекты создаются на основе управления вниманием (отвлечение, перемещение, сосредоточение).


Попытка подобного лишь тогда имеет шансы на успех, когда оппонент не осознает факта воздействия и конечная цель "режиссуры" ему неизвестна. МАНИПУЛЯТОР относится к партнеру как к средству достижения своих целей, это может быть контроль ситуации, желаний, действий другого человека или для снижения собственной тревоги и т.п. Им может оказаться кто угодно- член семьи, начальник, деловой партнер, телеведущий, политик или даже мы сами. МАНИПУЛЯЦИЯ применяется для искажения восприятия.


Почему мы попадаем в ловушку?

Манипулятор играет на нескольких психологических особенностях человека ( С. Л. Братченко).


Уловки с потребностями человека

  • ПОТРЕБНОСТЬ В ОРИЕНТИРАХ

( древняя потребность человека). Например, СМИ проставляют "маркеры", чтобы человек адаптировался в социальной ситуации.

  • ПОТРЕБНОСТЬ ПРЕСТИЖА. Стремление человека быть причастным к какому-то сообществу, статусной группе.



Манипуляция (manipulation)- это обращение с объектами со специальными намерениями, т.е. в прямом смысле слова ручное управление, ручное действие.


  • УТИЛИТАРНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ. Что и где происходит? Что и где можно купить? Какими услугами воспользоваться?

  • ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСЬ.

  • ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ. Люди, субъективно воспринимающие себя одинокими, проявляют заметную любовь одинокими, проявляют заметную любовь к сериалам. Создается иллюзия событийности, как будто в жизни происходит много эмоционально насыщенных переживаний.

  • ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ. Данная потребность лежит в основе в рекламы сигнализаций, средств самозащиты, систем безопасности, бронированных дверей, антибактериального мыла и т.д.

Используя духовные идеалы и ценности

Двойные стандарты наиболее распространены в политической рекламе. Они могут базироваться на ценностях национальной или социальной принадлежности: "Мы за бедных! За справедливость!" и т.д.


На уровне интеллекта

"Игра" основывается на интеллектуальных функциях человека. Суть таковой заключается в предоставлении партнеру по общению некоего логического утверждения, которое должно служить аргументом для обоснования нужных "кукловоду" действий. Умелый прессинг опирается на массу аргументов, чтобы сбить с толку оппонента и перегрузить его информационные каналы.

Наиболее подходящая форма для таких процессов- бизнес, экономика, деловые отношения.

Например, вспомните ситуацию, когда вы возмущались: "Как такая ерунда может стоить так дорого!", а продавец в ответ: "Хочу пояснить, это уникальный продукт, мы используем экологически чистые материалы, к тому же только сегодня действует скидка 70%, не упустите выгоду". Такой ответ- ловкачество, поскольку использование определенного материала необязательно влечет за собой ту цену, по которой реализуется товар, она может быть сильно завышенной, но логика рассуждений действует на покупателя. И второй момент- это использование эффекта скидки "только сегодня, только сейчас, только для вас".

В деловом и бытовом общении широко распространена также логическая манипуляция, построенная на "иррациональных идеях":

  • Я должен брать ответственность на себя.

  • Если тебя просят, ты должен помочь (я должен дать то, о чем меня просят).

  • Я должен сочувствовать и понимать, опекать и защищать.

Ведущему достаточно актуализировать эти мысли в сознании ведомого, чтобы добиться своих целей. Поведение, которое не соответствует этим установкам, вызывает у человека тревогу и напряжение.


А как же чувства?

Такому подвоху наиболее подвержены бытовые, межличностные отношения. "Если ты меня любишь,..."- универсальная фраза. Или управление страхом ребенка- "Не будешь есть, останешься слабаком".

Посыл к чувствам применяется и в политике. Например, молодые по возрасту кандидаты в депутаты могут эксплуатировать имидж немного наивного, заботливого, ласкового "внука". Эта конструкция воздействует на пожилой контингент избирателей. Возникающие к "внуку" теплые чувства выступают в качестве для людей старшего поколения.

Сценарий успешно строится не только на положительных, но и на отрицательных чувствах. Например, если через прессу и телевидение давать большое количество материалов с интенсивной эмоциональной окраской о низком качестве водопроводной воды, опасных желудочных и кишечных инфекциях, связанных с ее потреблением, можно существенно повысить спрос на бутилированную воду.

Дейл Карнеги утверждал, что спор невозможно выиграть, потому что даже если вы победите, то заденете оппонента и приобретете врага. Примеры, о которых вы прочли выше, применимы в уже начавшемся столкновении, а не как повод для него.

Как вам кажется, в принятии решения вы чаще полагаетесь на свое мнение или мнение окружающих? Склонны ли вы поддаваться чужому влиянию в ущерб себе и своим интересам? Насколько чужое мнение является для вас основополагающим в принятии решения?


ТЕСТ

Подвержены ли вы чужому влиянию?

1 Меня легко смутить или привести в замешательство.

2 Порой мне кажется, что посторонние люди (прохожие, пассажиры и т.п.) смотрят на меня неодобрительно.

3 Верю в предсказания и вещие сны.

4 Готов сделать все возможное, чтобы избежать конфликта.

5 С трудом засыпаю после просмотра триллеров.

6 Часто погружаюсь в мечты.

7 Иногда ощущаю беспричинную тревогу.

8 Верю прогнозам гороскопов.

9 Могу заплакать во время просмотров фильмов или чтения книг с трогательным или трагическим сюжетом.

10 Легко соглашаюсь с чужим мнением.

11 Легко могу переключаться с одного вида деятельности на другой.

12 Никогда не отвожу глаза даже под самым пристальным взглядом.

13 Понятие "бессонница" мне не знакомо.

14 Реклама меня раздражает.

15 Обычно в спорах последнее слово всегда за мной.

16 Не уступлю от начатого, даже если все аргументы против меня.

17 Спокойно переношу вид крови.

18 Умею настаивать на своем.

19 Всегда говорю то, что думаю.

20 Проиграв, буду настаивать на реванше.

Ключ В вопросах с 1 по 10: 1 балл- за ответ "НЕТ", 0 баллов- за ответ "ДА"

В вопросах с 11 по 20: 1 балл- за ответ "ДА", 0 баллов- за ответ "НЕТ"

15-20 баллов.

Вы уверены в себе, своем мнении и правоте. Впрочем, даже если вы и догадываетесь, что поступаете неверно,- все равно сделаете по-своему.

10-15 баллов.

Вы меняете свое мнение только под напором неопровержимых доводов и аргументов. Умеете слушать других, но решающим является собственное мнение.

5-10 баллов.

Вы чаще, чем нужно, оглядываетесь на других. Вам проще согласится, чем настаивать на своем.

0-5 баллов.

Вам можно "скормить" буквально все, что угодно. Именно для вас пишутся рекламные ролики. Вы без тени сомнения верите всему, что говорят.


Психология для жизни

№5 октябрь 2019

Журнал Московской службы психологической помощи населению

стр.9-12.



Просмотров: 19Комментариев: 8

Недавние посты

Смотреть все