Манипуляция как защита


Наталья Чиркова, психолог МСППН



Большинству из нас хотелось бы прозрачных, открытых, искренних отношений с теми, кому мы доверяем. Никто не согласен становится жертвой скрытого управления. Ведь партнерство становится неравноправным, и один из участников оказывается в невыгодном положении, его попросту используют. Существуют ли механизмы защиты от давления? Как выработать "иммунитет"?


Отличия от партнерского общения

Манипуляция характеризуются скрытой комбинаторикой, отказом от прямого договора. Партнеры по общению при этом не равны. Выгоду получает кто-то один.

Взаимовыгодное общение на равных, характеризуется открытостью, базируется на доверии, взаимопонимании, равенстве.При этом здоровое взаимодействие не исключает цивилизованного влияния.



Майевтика- способ воздействия на другого так, чтобы он сам пришел к важным для себя выводам.


Во время общения так или иначе оказывается воздействие друг на друга. Но можно делать это этично, с соблюдением интересов всех участников, выслушивая и учитывая точку зрения другого человека. Тогда, даже если возникает конфликт, есть возможность достичь результата, устраивающего всех оппонентов. В ходе цивилизованного общения каждый партнер имеет свободу выбора, он может отказаться от общения, если захочет. Если в ход идет желание диктовать, это не так. Не замечая скрытого воздействия, человек не может правильно истолковать его.

Адекватное общение включает моделирование поведения, т.е. партнеры могут намеренно влиять друг на друга. Примером может быть майевтика- способ воздействия на другого так, чтобы он сам пришел к важным для себя выводам. Обычно это вопросы, отвечая на которые, человек что-то понимает для себя или находит выход из сложной ситуации. Так происходит приобретение важного опыта и развитие. Этот прием часто используется в педагогике и психологии.


Инструментарий давления

Описываемое давление работает на четырех уровнях:

ЦЕННОСТНОМ- уровень системы ценностей.

МЕНТАЛЬНОМ- уровень мыслей, сознания.

ЭМОЦИОНАЛЬНОМ- уровень эмоций и чувств.

ДЕЙСТВЕННОМ- уровень прямых активностей.


На ценностном уровне подвергается сомнению собственная картина мира. Подобный прессинг может заронить неуверенность в том, "что такое хорошо и сто такое плохо". Под таким воздействием человек начинает сомневаться в общепринятых понятиях и нормах, например, в том, что психологическое насилие не имеет оправданий.

Ментальный уровень- это воздействие на сознание, внедрение определенных идей.


На уровне мыслей

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ (утаивание ее, искажение, чрезмерное информирование. Возможна "порционная", а также подпороговая задача, применяемая в рекламе).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТЕРЕОТИПОВ МЫШЛЕНИЯ ( доверия к авторитетам, высокой цене и др.). Например, существует частный стереотип: если продукт стоит дороже, значит он лучше.

ВНЕДРЕНИЕ В СОЗНАНИЕ "ИНФОРМАЦИОННЫХ ВИРУСОВ", сознательное и неосознанное. Инфовирусом обычно называют непроверенные сведения, слухи и сплетни, которые воздействуют на базовые чувства. Они могут вызвать страх, тревогу и вывести человека из равновесия.

НА УРОВНЕ ЭМОЦИЙ может происходить воздействие на чувство страха, вины или злости. В некоторых случаях задействуются и другие эмоции.Пример: "Ты даже дверь закрыть не можешь!" вместо "Закрой дверь, пожалуйста!". Человек начинает чувствовать себя виноватым, а "режиссер" пользуется его состоянием.

НА УРОВНЕ ДЕЙСТВИЙ это могут быть прямые угрозы и шантаж.

Независимо от уровня поведения, тайные помыслы всегда являются двойным посланием. Лежащий на поверхности мотив не является истинным, в послании обязательно вложена скрытая цель, которую и хочет достичь комбинатор.



Скрыть и изменить

Поскольку цель махинатора скрыта, напрашивается вывод, что заявить о ней явно он не может. Ловкач боится, что в ответ на прямую просьбу он получит отказ или непредсказуемую реакцию. Кроме того, явное сообщение о своем желании нередко делает человека уязвимым и беззащитным. Мы учимся этому процессу с детства, так как он делает иллюзию защищенности и контроля.

Малыш обучается приспосабливаться тогда, когда не может выразить потребности или чувство явно и вынужден защищаться. Это происходит в семьях, где взрослые замечают ребенка, только если он ведет себя определенным образом.

Взрослый человек испытывает страх, стыд и другие тяжелые чувства при мысли, что его прямая просьба или договор могут быть не услышаны, не приняты, обесценены. Поэтому старается сразу же воздействовать на болевые точки партнера, чтобы с большой вероятностью получить желаемое.


От чего защищается комбинатор?

От страха отвержения, чувства собственной беспомощности, стыда, которые могут возникнуть в контакте с другим человеком. Открытое общение всегда предполагает риск отказа, и от этого он пытается защитить себя.

Довлеющее боятся проявлять чувства, игнорируют близкие межличностные отношения, избегая открытости и искренности. При взаимодействии применяют определенные приемы или специальные ритуалы. Это создает видимость защищенности и контроля над ситуацией. Но возникает лишь...иллюзия. Кроме того, такие люди лишают себя возможности искреннего и доверительного общения.

Главные черты человека, склонного к подобного рода действиям,- недоверие к другим людям и миру в целом, уверенность в том, что он не достоин любви, не способен открыто говорить о чувствах и желаниях.


Жизненный сценарий

Эрик Берн в книге "Люди, которые играют в игры" рассматривает скрываемые цели как сценарии или программы, которым ребенок обучается в родительской семье. Отвержение, чрезмерный контроль или враждебность со стороны близких вынуждают ребенка прятать свое истинное "Я", чтобы сохранить его.

Взрослый человек способен сродниться с этими "играми" и просто не сможет вспомнить, каков он на самом деле. "Маски"определяют жизненный путь и судьбу, лишают человека возможности принимать новые, необычные решения, быть непредсказуемым, а значит, делают его несвободным. Как пишет Берн, "реальный человек должен уметь действовать спонтанно и в то же время рационально в согласии с обстановкой и окружением". Таким образом, попытки защитить себя постепенно оборачиваются против его самого.

Манипуляторы программы работают с большей или меньшей степенью осознанности. Но можно ли использовать их благими целями?


Основная защита


Эти приемы нередко применяют как осознанную защиту. Так поступают, к примеру, переговорщики при взаимодействии с преступниками, захватившими заложников.

Подобные действия используют и как защиту в случае эмоционального или даже физического насилия. Попытка скрыть настоящие чувства, сохранение нейтрального поведения в контакте с манипулятором- это и есть подлинные мотивы. Человек, таким образом, осознанно стремится избежать опасности.

Еще один прием, перевод угрожающей ситуации в шутку, поможет избежать нападения. Известный способ- соглашаться с агрессором, не спорить с ним- также является скрытым воздействием. Эти и подобные способы защиты подходят и в критических ситуациях, если необходимо снизить уровень напряжения в общении, когда, как говорится, все средства хороши.


Если нет желания подавлять

Психологически зрелые люди почти не используют выше описанные приемы, так как скрытое управление мешает получать удовольствие от искреннего, честного общения. Так почти невозможно понять другого человека и получить новый опыт.

ОСНОВЫ ОТКРЫТОГО, ЦИВИЛИЗОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:

  • Внутренняя устойчивость ( способность следовать своим принципам и не отказываться от желаний и целей)

  • Осознанное отношение к своим границам ( умение сказать "нет", ценить себя и понимать свои потребности)

  • Уважение к личному пространству другого человека (понимание другого и уважительное отношение к его ценностям).

К сожалению, если внутри живет страх и мы не чувствуем собственного права прямо достигать желаемого, полноценно общаться трудно. И тогда может потребоваться длительная психологическая работа над собой.


Пристыдить или "не заметить"?

Если вы попытаетесь разоблачить "кукловода", пристыдить его, то, скорее всего, у вас ничего не получится. Человек будет использовать более изощренные способы воздействия. Что можно сделать в этой ситуации?

Американский психотерапевт Джеймс Бьюдженталь считал, что помочь человеку изменить стиль общения можно только на собственном примере, постепенно демонстрируя ему преимущества открытой коммуникации. Но сначала нужно уметь распознать попытки давления. Важно сохранять внутреннюю устойчивость и осознанность в подобных случаях.

Это же касается и воспитания детей. Родители подают им пример тем, как общаются сами. Обучение малышей прямому способу выражения эмоций и потребностей, развитие навыка защиты себя и своих интересов, поддержка и доверие- это лучшие способы профилактики авторитарного поведения.


Психология для жизни

№5 октябрь 2019

Журнал Московской службы психологической помощи населению

стр.27-31.




Просмотров: 20Комментариев: 10

Недавние посты

Смотреть все