Синдром Пиноккио


Героев сказок и мифов в названия фобий нередко выбирают для того, чтобы проиллюстрировать тот или иной психологический феномен. Например, танатофобия (от имени бога смерти Танатоса) или гипнофобия (бога сна Гипноса из греческой мифологии). Имя героя сказки "Приключения Пиноккио" Карло Коллоди как нельзя лучше подошло для обозначения любопытного феномена- гелотофобии.


Анна Калинушкина, психолог МСППН


Синдром Пиноккио, который описал доктор Майкл Титце в 1996 г., подразумевает иррациональный страх перед насмешками со стороны окружающих.

Страдающий этой фобией "деревенеет", то есть испытывает мышечное напряжение, скованность. У него наблюдаются признаки реакции замирания в ответ на "угрозу".

Такой человек принимает любое поведение окружающих, от улыбки до смеха, за издевку в свой адрес, что в тяжелых случаях приводит к изоляции от людей, потере социальных связей.

Майкл Титце выделяет гелотофобию в особую форму социофобии (боязни общества, людей, контактов, негативной оценки).


Почему Пиноккио?

Личности с этим синдромом в ответ на насмешки (реальные или мнимые) реагируют замиранием, мышечным напряжением. "Себя они считают смешными, нелепыми и испытывают по этому поводу тревогу. На улыбки, смех и доброжелательный юмор реагируют неестественно- страхом и враждебностью. При этом и возникает синдром Пиноккио: скованность, мышечное напряжение, учащение пульса, тремор, сухость в горле, заикание".


Феномен гелотофобии

Итак, перед нами столяр Джеппетто за работой. Не успел мастер довести до конца свое дело, как Деревянный Человечек начал шалить, доставляя массу неприятностей своему создателю.

"Бесстыдное и наглое поведение Пиноккио навеяло на Джаппетто такую грусть, какой он не испытывал за всю свою жизнь...".

Герой сказки ведет себя как любой ребенок. Его новоиспеченный папаша сердится, глядя на это. Пиноккио появляется на свет с длинным носом, но отец всеми силами пытается укоротить характерную особенность сына. Не успев родиться, шалун встречается с осуждением родителя, неприятием своих черт (его нос именуется как нахальный). Пиноккио убегает из дома, при этом над ним смеются прохожие, пытается поймать полицейский.

Вывод: с первого момента жизни, встречаясь с социумом и с родителем, он становится осуждаемым и обвиняемым. Его ругают, наказывают, исправляют, обрезая нос и транслируя: "Ты плохой, неправильный!", "Отвратительно себя ведешь!". Герой испытывает мучительный стыд и вину и бежит от людей.

Заметим, нос у Пиноккио растет в ситуациях обмана: когда он обнаруживает, что горшок- нарисованный, ненастоящий, хотя он принимает его за таковой ("его и без того длинный нос вытянулся по крайней мере еще на четыре пальца").

Да и Фея уличает его во лжи. Мальчишка утверждает, что якобы потерял золотые монеты в лесу, упрятав их поглубже в карман. Попытка обмануть продиктована желанием разбогатеть. Фея говорит, что в ее лесу ничего не теряется, и его пропажа найдется. Пиноккио понимает: обман может быть обнаружен, но запутывается еще больше. Он лжет, что проглотил монетки. После каждой подобной версии нос его растет, после третьей- становится настолько огромным, что герой "уже не мог повернуть головы".

Человечек страшно расстроен и напуган непомерным ростом выделяющей его черты. Он пытается поднять голову и чуть не попадает острием носа Фее в глаз. Попытка обмана проваливается, вызывая мучительный стыд и желание убежать, но..."его нос стал таким длинным, что не мог пролезть в дверь".



Невербальные проявления

Этот эпизод чрезвычайно показателен для понимания синдрома. Герой меняется в лице, мучается, но не способен скрыть метаморфозы. Фея смеется, считая нужным "преподать ему серьезный урок".

Этот смех является для героя разоблачающим и... "обездвиживающим". Он не может пошевелиться, переживая мучительный стыд сначала из-за вранья, а потом из-за изменения внешнего вида, то есть из-за разоблачения. При этом "разоблачитель"- Фея, значимый для героя персонаж.



Поверить в обман

Еще один немаловажный факт: героя уже провели Кот и Лиса, но он еще не знает об этом. Поверил в ложь, а самому обмануть не удалось. Человечек стремится к большому успеху- разбогатеть и вернуться с кучей золотых монет. Он хочет, чтобы отец увидел, что сын не такой уж безобразник.

Эта история иллюстрирует еще одно переживание гелотофоба: страх быть обманутым и осмеянным. Насмешки окружающих он воспринимает как демонстрацию того, что его обманули близкие. При этом посторонние люди смеются над его доверчивостью.

Часто или постоянно испытывая стыд, гелотофоб считает себя нелепым, "не таким как все", хуже других. Он пытается "обмануть" окружающих, показать, что не хуже, а даже лучше остальных, но... панически боится, что его "маску сорвут", над ним будут злорадствовать. А это разрушительно для самооценки и без того низкой. Отсюда блокатор движений- чтобы телесные и мимические проявления "лжи" не были заметны.

Такой человек пытается спасти самооценку и социальный статус, показывая себя с лучшей стороны, "обманывая" окружающих (сам-то он знает, что плох, ему это с детства внушали!). Смех в данном контексте- великий разоблачитель. Поэтому гелотофобы в панике и бегут от обычных, даже самых безобидных шуток в свой адрес.


Две стратегии

Людям с гелотофобией живется непросто. Они выбирают две стратегии, чтобы справиться со страхом. Первая- избегать ситуаций, в которых есть риск насмешек, вплоть до полной изоляции. Вторая- высмеивать самому, дабы предупредить "издевки" других.

Современная психология предлагает более эффективные формы работы со страхом насмешек. Психолог, подобно археологу, помогает клиенту найти, "откопать" забытые, травмировавшие события, повлекшие синдром. Кроме того, важно перестать избегать ситуаций, провоцирующих страх, научиться "встречаться" с ним. Главное- своевременно обратиться к специалисту и с его помощью научиться управлять своими переживаниями.


Психология для жизни

№ 4 август 2020

Журнал Московской психологической помощи населению

стр.29-31.


Просмотров: 1Комментариев: 0

Недавние посты

Смотреть все