Тренинги: приятное с полезным


Тренинги- один из наиболее востребованных и динамично развивающихся видов психологической работы, которые проводятся "вживую" и онлайн, в малых группах и целыми залами. Темы могут быть самыми разнообразными.

Дарья Круть, психолог МСППН


Популярность тренингов растет, равно как и неоднозначность отношения к ним. Все чаще такие формы работы являются сочетанием приятного с полезным, что за частую снижает восприятие и действительную значимость проводимого занятия. А вместе с тем этот эффективный инструментарий помогает совершить большой и качественный скачок в личном развитии.

Порой такая встреча провоцирует всплеск интереса к самому себе и к тому, что делаешь, становясь источником важных личных открытий.

Часто это объясняется тем, что в групповой работе можно получить множество обратных связей, которые отражают личность во многих ракурсах, позволяя оценить собственное поведение и установки.


Из истории

Первые тренинговые группы появились в начале 20 века в США и были направлены на улучшение навыков общения друг с другом, ориентированы на выяснение жизненных ценностей человека, усиление чувства его самоидентичности. В их основу легли разработанные К. Левином и К. Роджерсом теории групповой динамики и центрированной на клиенте терапии. Согласно представлениям К. Левина большинство эффективных изменений в установках личности происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте. К. Левин говорил: "Легче изменить людей, собранных в группу, чем изменить любого из них по отдельности". Групповая форма работы дает людям возможность увидеть себя такими, какими их видят окружающие, позволяя выявлять и изменять не адаптивные установки, вырабатывать новые формы поведения.


Модно?

Современное представление о такой форме психологических проработок несколько размыто. И неудивительно. Когда понятие становится популярным, границы его толкования сильно расширяются: "модным" словом стараются называло все, что хоть как-то на это похоже, и сегодня в массовом сознании тренинг- это любое активное занятие, которое проводит психолог с группой людей. Однако заметим, что это не совсем раскрывает смысл процесса.

Согласно "Психологическому словарю" тренинг (от англ. train- обучать, воспитывать)- это "систематическая тренировка или совершенствование определенных навыков и поведения участников" посредством выполнения последовательных заданий, действий или игр. Подобная тренировка позволяет получить недостающую информацию, сформировать необходимые навыки и умения, обеспечить активное вовлечение присутствующих в процесс обучения.

Такое занятие сочетает в себе две части, теоретическую- лекция и практическую- тренировка. Начинается с теории, а затем обработка новых моделей поведения.

В процессе прослушивания лекционной части мы получаем некоторые подсказки и инструкции относительно того, как нужно действовать, решать те или иные жизненные задачи. Наличие занятия дает возможность попробовать то, о чем мы услышали, получить практический опыт.


Формы и задачи

Все тренинги условно можно разделить на получение конкретных навыков (коммуникативных, эффективного планирования, принятия решений, управления и т. д.) и личностного развития. Первые обучают и дают инструменты для продвижения по карьерной лестнице, например. Вторые направлены на развитие личности. Они способствуют видению в себе и других людях лучших качеств и сильных сторон, помогают осваивать уверенное поведение, развивают эмоциональную выразительность. С их помощью мы учимся лучше справляться с жизненными трудностями, преодолевать страхи и другие внутренние барьеры, разбираться в ограничениях, открывать или осознавать что-то новое в жизни, получать эмоциональный опыт.

Личностному развитию способствуют такие формы, как: психотерапевтические тренинги, тренинги состояний, исследовательские, трансформационные, а также партнерского общения, сенсинтивности и креативности.


О методах и техниках

Применяемые способы, методы и техники могут быть самыми различными. Часто их выбор зависит от подхода психолога-тренера, а также от целей, которые он перед собой ставит.


Инструменты воздействия:


Игра


Задания на разрешение проблемных ситуаций



Групповые обсуждения и процессы


Работа с телом



Медитация


Визуализация


Импровизация


Арт- и музыкальная терапия и др.



Игра и импровизация являются эффективными инструментами, когда необходимо найти и отработать новые стратегии поведения. Так психолог может предложить участникам вживую воспроизвести свои привычные действия и мысли в тех или других жизненных ситуациях. Например, разыграть ссору между мужем и женой, родителем и ребенком, начальником и подчиненным, в которой легко увидеть типичные приемы и стратегии разрешения конфликтных ситуаций. Благодаря возможности дальнейшей импровизации в обстановке безопасности принятия, участники пробуют и находят для себя новые варианты решений. Часто опыт, который они приобретают в игре, переносится в обычную жизнь.

Предлагая участникам самостоятельно разрешать проблемные ситуации, с которыми они могут столкнуться, психолог дает им возможность увидеть свои сильные и слабые стороны, получить ответы на волнующие вопросы путем проживания личного опыта.


Обсуждения и процессы

Проводятся после каждого упражнения и нужны для того, чтобы все участники процесса могли поделиться впечатлениями, высказать мнение относительно происходящего, а также выслушать других людей. Порой такой творческий обмен ведет к нешуточным страстям в дискуссиях, обсуждениях. Реакции, возникающие и прорабатываемые в групповом взаимодействии, часто помогают разрешить конфликты и вне группы.

Важным инструментом любой групповой работы является процесс. Он необходим для того, чтобы погрузить участников в состояние или деятельность для получения личного уникального опыта, без заранее намеченного результата. Миссия тренера- задать тему. Выводы делают участники сами.

В работе психолог может использовать также медитацию- клиенты расслабляются и слушают голос ведущего, который дает направление для воображения.

Психолог может предложить десять минут молча двигаться по комнате, наблюдая за своими движениями, телом и внутренними ощущениями, или двигаться, прикасаясь к различным предметам. Или может направить участников совершать и более активные действия, чтобы освободить тело. от накопившихся в нем мышечных напряжений. После выхода из погружения члены группы делятся переживаниями, а психолог помогает осмыслить опыт, полученный во время процесса.

Впечатления и переживания бывают разнообразными, но одинаково важными, в результате люди получают новые идеи, неожиданные взгляды на привычное, у них меняется настроение и появляется интерес к жизни.

Активное применение психологом методов арт-терапии способствует гармоничному развитию личности участников, это происходит благодаря формированию у них способностей к самовыражению. Главная идея состоит в следующем: внутреннее состояние человека неосознанно отражается в его зрительных образах, а значит, и в созданных им рисунках, скульптурах, инсталляциях, коллажах и других творческих процессах. Искусство позволяет увидеть и осознать прошлые и актуальные переживания, выразить и "разложить по полочкам" внутренние чувства и эмоции. Методы арт-терапии хорошо работают с теми, кому сложно вербализовать, выражать мысли в словах. Фактически весь мир может быть выражен через искусство и трансформирован таким образом. Меняя что-то на листке бумаги, мы меняем что-то в своей жизни.



Выбирая тренинг, определите, какова ваша цель:


Хотите ли вы отвлечься или разбавить повседневную рутину



Получить "подзарядку" для работы



Найти новых друзей


Решить конкретные проблемы


Участие эффективно только тогда, когда это соответствует жизненным целям.


Журнал Московской службы психологической помощи населению №2 апрель 2020. стр.27-31.


Просмотров: 14Комментариев: 1